Самурай — в феодальной Японии в широком смысле — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Также, в некоторых определениях, самурай — это японский рыцарь. Само же слово «самурай» происходит от глагола «самурау» — в дословном переводе означает «служить вышестоящему лицу», то есть самурай — служивый человек. Самураи — не просто воины-рыцари, они были и телохранителями своего даймё ,и в то же время и его слугами в повседневной жизни. Самая почётная должность — смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как «смотритель зонтика» или «подаватель воды утром, после сна».
А теперь одно из самых интересных.
Кабуто — японский тип шлема.
Имел, как правило, полусферическую форму, с присоединёнными пластинами для защиты шеи. Шлем изготавливался из трёх или более склёпанных металлических пластин, расположенных сверху вниз; либо из кожи, иногда усиленной металлическими пластинами. Элементы защиты шеи (сикоро) — своего рода сегментный назатыльник, сделанный из изогнутых металлических пластин, покрытых лаком, и соединённых шёлковыми или кожаными ремнями. Сикоро закрывало не только затылок, но и уши.
Наиболее ранним типом был шлем сёкаку-цуки-кабуто («шлем бодающийся баран»), носимый вместе с доспехом танко (IV—VIII века). Основным элементом его конструкции была идущая спереди назад полоса в виде гребня, которая заканчивалась на лбу в виде клюва. К ней приклёпывались две выгнутые в кольца полосы — верхняя находилась на уровне висков, а нижняя представляла собой венец шлема. Промежутки между этими тремя пластинами заполняли мелкими прямоугольными (реже — треугольными) пластинками. Через отверстия в венце на кожаные ремни крепилось сикоро из 3—5 железных полос.
Следующим типом был шлем мабидзаси-цуки-кабуто, носимый с доспехами кэйко (V—X век). Его отличало наличие перфорированного горизонтального козырька, отсутствие гребневидной полосы. На макушке находилась круглая пластина, к которой крепилось навершие.
В VIII веке получает распространение сфероконический шлем моко-хатигё, связанный с китайско-монгольским влиянием.
Кабуто
Ранний шлем — хоси-кабуто ,носимый с доспехами о-ёрой, был с полусферической тульёй, состоящей из 8—12 сегментов, между склёпанных 5—6 декоративными заклёпками. На макушке шлема находилось отверстие тэхэн. Вокруг основания тульи приклёпывалась пластина косимаки. Он сформировался под влиянием шлемов сёкаку-цуки-кабуто и мабидзаси-цуки-кабуто. К периоду Хэйан также относятся не получившие широкого распространения шлемы ити-маи-фусэ-кабуто, тульи которых, возможно, сделаны из одного куска железа. Спереди приклёпывался небольшой, почти вертикальный козырёк. В тулье делалось 2 или 4 отверстия, прикрытых заклёпками, в которые крепились кожаные ремешки, а к ним крепился шёлковый подбородочный шнур. К косимаки крепилось сикоро, состоящее из 5 вертикальных рядов, каждый из которых состоял из 100—138 маленьких пластинок. Со второй половины XII века кабуто украшались нашлемником — обычно в виде плоских рогов. В конце XII века появляется дайэндзан-бати или мару-бати. Их главной чертой была практически совсем полусферическая форма тульи, отсюда и название. Она состояла из 12—28 пластин. Вдоль заднего края каждой пластины делались небольшие рёбра, значительно усиливающие прочность шлема. Помимо этого они также украшались серебрёнными или золочёнными медными пластинами. С XIII века в качестве подшлемника используют шапочку, пришитую к венцу шлема. К XIV веку на тулью хоси-кабуто уходило уже до 36, и до 15 заклёпок на каждое соединение.
В XV веке размер шлемов увеличивается, а степень декорированности уменьшается. В результате появился новый тип — судзи-кабуто ,заклёпки на тулье которого не были видны. Однако были видны рёбра на краях пластин. Козырёк уже не был вертикальным, а находился под некоторым углом. Почти горизонтальным в результате расширения стало сикоро, поэтому под него дополнительно крепилась другая защита, представлявшая собой нашитые на матерчатую основу прямоугольные пластины. Тогда же широкое распространение получают личины.
В XVI, с ростом армии, кабуто разделяются на 2 типа. Первый, используемый простыми солдатами, состоял из 6, 8, 12 или 16 сегментов; на офицерских шлемах их число составляло 32, 64, 72 или 120, причём столь многосегментые шлемы, по причине ненадёжности, были, скорее всего, небоевыми. Кроме того, полусферическая форма тульи теряет монополию и значительно потесняется другими формами — преимущественно, асимметричными, с выступающими боковинами. К тому же появляется много нестандартных шлемов — кавари-кабуто.
Кавари-кабуто (яп.— фигурный, необычный шлем) — японский класс шлемов, отличающихся по конструкции и формы от стандартных. Появились в XV—XVI веке и позднее получили распространение.
Кавари-кабуто
Кавари- кабуто в виде огурца
Кавари-кабуто в виде головного убора эбоси
Кавари-кабуто в виде головного убора эбоси
Кавари-кабуто в виде раковины и волн
Кавари-кабуто в виде раковины
Кавари-кабуто в виде эбоси, повернутой вбок
Кавари-кабуто из замка Гифу
Кавари-кабуто из коллекции Национального Музея Истории Японии
Кавари-кабуто из коллекции Национального Музея Истории Японии
Кавари-кабуто, принадлежавший Хонда Кураносукэ
Дзунари-кабуто (яп. «шлем по форме головы») был наиболее распространённым типом из данного класса. Конструктивно он состоял из идущей спереди назад пластины, с двух сторон приклёпанной к ободу-венцу. Промежутки между ними закрывали ещё 2 пластины. Спереди приклёпывался козырёк — он крепился либо снизу, либо к центральной пластине. Шлемы нередко лакировали и иногда дополнительно покрывали шерстью или кожей. К шлему полагалось сикоро — сегментная защита шеи, затылка и ушей, которая, в отличие от стандартных сикоро, плотно прилегала к шее и плечам. Дзунари-кабуто получили распространение благодаря своей простоте и дешевизне, и, в частности, иногда носились в комплекте с доспехами окаси-гусоку.
Сайка-кабутоШлем получил своё название в честь города на полуострове Кии, где был изобретён. Он отличался 8-частной тульёй, по форме близкой к конической. Её пластины снизу крепились к широкому венцу, а сверху укреплялась большая круглая многодольчатая пластина. Козырёк встречался редко — обычно его роль играли выступы на венце.
Складные шлемы
Татами-кабуто — шлем, сделанный по аналогии с доспехом татами-до. Он состоял из прямоугольных или шестиугольных пластин, нашитых на ткань и соединённых кольчугой. Для защиты шеи использовалась кольчуга, нашитая на ткань. Тётин-кабуто — шлем, состоявший из нескольких круглых горизонтальных пластин с перехлёстом, соединённых шнуровкой. Когда он раскладывался, то фиксировался с помощью изогнутой полосы.
Хамбури«Полушлемы», носимые самыми бедными воинами, закрывали голову не полностью. В одних случаях они защищали темя, в других — лоб и виски. Делались из металла или кожи. В простейшем случае (хитаи-атэ) представлял собой повязку из ткани с нашитой пластиной, закрывающей лоб. В более сложных — состояли из нескольких пластин.
Намбан-кабуто
Намбан-кабуто — букв. «шлем южных варваров» (по аналогии с намбан-до) — представлял собой испанский кабассет или морион, доработанный японскими мастерами. В частности, к нижнему краю тульи приклёпывали полосу, на которой крепили сикоро. К тому же их декорировали. Под влиянием европейских шлемов были созданы разновидности намбан-кабуто: момонари-кабуто (шлем-персик) и сиинари-кабуто (шлем-жёлудь).
Другие варианты
Помимо массовых, существовали редкие и уникальные шлемы кавари-кабуто. Они делались крайне разнообразных форм — в виде шапок, растений, раковин, голов животных, и т. д..
Почти все кавари-кабуто – эксклюзивные образцы и изготавливались в единичном экземпляре для высших командных чинов удельных армий. Однако и рядовые использовали два вида шлемов, которые можно отнести к кавари-кабуто. Это «шлем-персик» момонари-кабуто и «шлем-желудь» сиинари-кабуто.
Особую популярность дзингасы получили в середине и конце периода Эдо. Применялись различными слоями населения от самураев до простого народа; но особое распространение получили у асигару. Эти шлемы отличались разнообразием форм и материалов. Они могли быть сделаны из железа, кожи, бумаги, дерева или бамбука. Отличительной особенностью являлась малая высота и очень широкие поля шлема. При этом поля и тулья были одним целым, а зачастую и неотличимы друг от друга. Металлические шлемы склёпывались из нескольких сегментов, в отличие от европейских капеллин (где поля приклёпывались к тулье). Рассчитывались они больше на защиту от солнечного света и осадков, чем от холодного оружия. Дзингасы обычно покрывались лаком (чаще — чёрным), снабжались подшлемниками в виде подушечек, на голове фиксировались подбородочным ремнём, прикреплённым к шлему через кольца. Иногда имели тканевую защиту шеи, прикрепляемую на дополнительные кольца.
Выделяют несколько типов дзингас.
- Топпай-гаса. Имели коническую или пирамидальную форму. Использовались, в частности, огнестрельщиками.
- Итимондзи-гаса. Отличались плоской формой с небольшим возвышением в центре.
- Бадзё-гаса. Шлемы-шляпы для верховой езды, имели форму, близкую к колоколовидной, иногда с приподнятыми спереди полями.
Является древнейшим японским железным доспехом, по форме представлял собой ламинарный халат с плотно облегающей тело кирасой из железных полос, воспроизводящей форму более раннего доспеха из кожи (смахивавшего на кожаный корсет), с латным ожерельем, с гибкими наплечниками длинной до локтей, и длинной колоколообразной юбкой, в отличие от юбок более поздних доспехов, годной лишь для пешего боя. С доспехом носились трубчатые наручи с ламеллярными полурукавицами, частично прикрывающими кисть (оставляя пальцы открытыми), и шлем с небольшим гребнем, выступающим вперёд, как клюв, и ламинарным назатыльником характерной японской формы полукругом. Поножи отсутствовали. Стоит отметить, что, если не считать негодности к конному бою (трудно сказать как обстояло с удобством для стрельбы из лука), то доспех был весьма совершенным и, если не считать отсутствия поножей, благодаря жёсткости конструкции обеспечивал в пешей рукопашной гораздо лучшую защиту, чем более поздниекодзан-до.
КэйкоЛамеллярный доспех в форме танко, с более короткой юбкой с разрезами, созданный после появления в Японии лошадей и конного боя с континента. Танко оказался совершенно непригодным для конного боя, а импортных ламелляров из Кореи и Китая не хватало на всех всадников (лошади, в отличие от доспехов, умели размножаться). Поскольку кейко, в отличие от точно подогнанного по фигуре танко, был безразмерным, то и наручи стали часто делать безразмерными — шинной конструкции. Гребень-клюв на шлеме исчез и уступил место козырьку.
С ростом популярности конного боя ламинарные танко оказались полностью вытеснены ламеллярными кэйко, так как основные заказчики танко перешли на конный бой и теперь носили кэйко, а те, кто сражался пешком, не могли позволить себе заказать танко (который изготавливался точно по фигуре заказчика).
Классические самурайские доспехи — кодзан-доО-ёрой
Буквально «большой доспех» — самый классический доспех, носившийся и в более позднее время как знак престижа, имевший ламмелярную конструкцию. Высшим шиком считалось носить подлинный фамильный доспех, сохранившийся с эпохи гэмпэй и участвовавший в каком-либо знаменитом сражении этой эпохи, подобные легендарные (и антикварные одновременно) доспехи в рабочем состоянии стоили баснословно дорого (правда, с появлением огнестрельного оружия эти доспехи из боевых превратились в парадные). Характерной особенностью этих доспехов были огромные наплечники о-содэ, превратившиеся в более поздние эпохи в аналог генеральских погон и носившиеся с доспехами других конструкций как символ высокого статуса их носителя. Данный доспех был предназначен прежде всего для конного боя в качестве конного лучника, при стрельбе из лука наплечники съезжали назад, не мешая стрелять, а при опускании рук съезжали обратно, закрывая руки (для сравнения: европейские наплечники настолько мешали стрельбе, что даже те из английских лучников, которые могли позволить себе хороший доспех, никогда не носили наплечников), кроме того, грудь доспеха прикрывалась лакированной кожаной пластиной (выглядящей как кираса), предназначенной для того, чтобы тетива лука не цеплялась за плетение ламелляра. Другой характерной особенностью этого ламмеляра было предельно жёсткое плетение пластин — настолько жёсткое, что если для неяпонских ламелляров была характерна гибкость, то для о-ёрой было характерно отсутствие гибкости, в связи с чем защита корпуса чётко делилась на четыре несгибаемые части — нагрудник, наспинник и две боковые части, одна из которых (на правый бок) была отдельной. Для шлемов было характерно наличие специальных отворотов назатыльника (шедшего полукругом и закрывавшего не только затылок), предназначенных для защиты лица от стрел сбоку. Неотъемлемым атрибутом о-ёрой (и конного самурая вообще) была специальная накидка — хоро, крепившаяся к шлему и на пояснице, предназначенная для снижения импульса стрел, пущенных в спину. Накидка развевалась на скаку подобно парусу, и стрелы, попав в неё, долетали до основной брони ослабленными (подобная идея используется в противокумулятивных экранах современных танков, а также для защиты подводной части кораблей).
Начиная с XIII века (в период отсутствия войн) о-ёрой стали делать из очень мелких пластин, на что существуют две противоположные точки зрения:
- это улучшило защиту, так как благодаря этому доспех становился более вязким и его труднее пробивали стрелы
- это ухудшило защиту, так как мало того, что мелкие пластины менее прочные, так их ещё и обильно перфорировали ещё более снижая прочность, более того, тогда же была тенденция в декоративных целях обильно перфорировать шлемы ради украшения их декоративными заклёпками, а с началом эпохи междоусобных войн доспехи стали делать из более крупных пластин
но все сходятся в том, что доспех из очень мелких пластин стоил существенно дороже, чем из более крупных (за исключением фамильных реликивий из крупных пластин, хранившихся ещё с эпохигэмпэй и оценивавшихся как бесценные).
Буквально «вокруг тела» — ламеллярный доспех, который, в отличие от о-ёрои, предназначен для пешего боя и самостоятельного надевания (без помощи слуг), так как изначально носился слугами, сопровождавшими конного буси в бой пешком. Но после появления пеших буси стал носиться и ими.
- Пояснение: в середине Хэйан словом самурай называли пеших воинов (подразумевая вооружённых слуг и профессиональных солдат), а конных лучников называли буси, но к концу Хэйан, словосамурай стало синоноимом буси, и в эпоху Гэмпэй, самурай уже мыслился исключительно как конный лучник. Но после попытки Монгольского Вторжения, с увеличением числа самураев снова появились пешие самураи.
К отличительным особенностям до-мару, относились менее жёсткое плетение, застёгивание на правом боку (без дополнительной отдельной части на правый бок), минимальные наплечники — гёё, более простое плетение ламмеляра и удобная для бега юбка из большего количества секций.
При этом буси носившие до-мару желая подчеркнуть свой статус надевали к ним большие наплечники — о-содэ (от доспеха о-ёрои), а минимальные наплечники — гёё сдвигали так, что они прикрывали подмышки спереди.
Мару-до-ёройГибрид о-ёрой и до-мару, с большими наплечниками, лакированной кожаной нагрудной пластиной и прочей атрибутикой о-ёрои, но более практичный для пешего боя.
Харамаки
Буквально «обмотка вокруг живота» — усовершенствованный до-мару, предназначенный для самураев, главное конструктивное отличие которого от до-мару состояло в том, что он застёгивался на спине, а место застёгивания защищалось сверху дополнительной ламеллярной секцией, именуемой пластина труса — сэ-ита. Помимо больших наплечников — о-содэ, с харамаки носились также и усовершенствованные наплечники предназначенные для пешего боя — цубо-содэ и хиро-содэ, не такие помпезные как о-содэ, но зато более практичные и не соскальзывавшие вниз-назад, открывая плечо при поднятии руки вверх.
Ёрой-харамаки
Помпезное название для харамаки носимого без пластины труса — сэ-ита.
Хараатэ
Буквально «защита живота» — ламинарный нагрудник, первоначально носился асигару, в комплекте с полумаской — хаппури, закрывающией лоб и щёки (дешёвых шлемов для асигару тогда ещё не было). Но затем стал носится также и некоторыми самураями высокого ранга в качестве тайного доспеха под одеждой (благо металлические пластины были покрыты кожей и не выдавали звяканьем своего присутствия).
Переходной-доспех — Могами-до
Ламинарный аналог до-мару или харамаки (соответственно могами-до-мару и могами-харамаки), в ранних вариантах состоящий из обильно-перфорированных полос, через которые проходила обильная шнуровка, старательно имитирующая настоящие мелкие пластинки, для более убедительной имитации пластины имели зубцы и рельеф, имитирующие наложенные друг на друга мелкие пластинки.
Несмотря на большую жёсткость конструкции по сравнению с ламеллярами, доспехи могами-до тем не менее рассматривались современниками лишь как дешёвая подделка. С появлением более совершенных мару-до, могами-доперестал имитировать ламелляр (скрывать свою ламинарную природу), и продолжал изготавливаться вплоть до появления окэгава-до, но уже как явный ламинарный доспех.
Самурайские доспехи эпохи Сэнгоку — тосэй-гусоку
Мару-до
Ламинарный аналог до-мару улучшенной конструкции, с более оптимальным распределением веса доспеха, который теперь не давил тяжестью на плечи, а ложился частично на бёдра, также была улучшена защита верхней части груди и подмышек и увеличено количество рядов ламинара. Также появился бригантинный воротник, расширенные края которого служили небольшими дополнительными (внутренними) наплечниками. Как правило мару-до были обильно перфорированными и подобно могами-до имитировали ламелляр, от чего имели полное название кируцукэ-кодзане-мару-до — буквально мару-до из фальшивых маленьких пластин.
Хон-кодзанэ-мару-до
Буквально мару-до из настоящих мелких пластинок — ламеллярный аналог мару-до из настоящих вычурно-мелких пластинок (отличающийся от оригинального до-мару улучшенной конструкцией, как у мару-до), созданный для тех, кто презрительно относился к ламинарным доспехам как к дешёвкам, считая ниже собственного достоинства их носить.
Две противоположные точки зрения на существование хон-кодзанэ-мару-до:
- настоящие мелкие пластинки были лучшей защитой, чем ламинар, так как подобная композитная конструкция из композитных пластин (метал обклеенный кожей и покрытый лаком) расположенных с многократным перехлёстом и обильно прошитых шёлковым шнуром была очень вязкой и являлась наилучшей защитой от стрел
- крайний консерватизм и вычурное эстетство служили причиной существования подобного анахронизма
Нуинобэ-до (Хон-иёдзанэ-нуинобэ-до)
ламеллярный доспех улучшенной конструкции из больших пластинок с минимальным перехлёстом (называемых иёдзанэ) и редкой шнуровкой, предназначенный для тех, кто хотел настоящийламелляр, но не мог позволить себе настоящий хон-кодзане-мару-до.
Окэгава-доБуквально «кираса-бочка» — доспех с кирасой из склёпанных полос, иногда с декоративными заклёпками (которые могли иметь форму герба — мон). Полосы могли быть как горизонтальными — ёкохаги-окэгава-до, так и вертикальными — татэхаги-окэгава-до.
Хиси-тодзи-до (Хиси-нуи-до)Разновидность окэгава-до с перфорацией для плетения шнура с узлами в виде «X» (плетение — хиси-тодзи) с целью имитации ламинара.
Унамэ-тодзи-до (Мунэмэнуи-до)
Разновидность окэгава-до из горизонтальных полос перфорированных по краям, в целях украшения шнуром плетённым горизонтальной строчкой.
Дангаэ-до
Доспех в смешанном стиле, например грудь как у хиси-нуи-до, а живот как у мару-до (в стиле кирицукэ-кодзанэ-мару-до, имитирующим ламелляр).
Хотокэ-до
характерную для Японии форму, но при этом не состоит из полос, а является гладкой
Буквально «грудь Будды» — доспех с цельной на вид кирасой, кираса могла быть как действительно цельной, так и состоящей на самом деле из полос (окэгава-до), стыки которых тщательно заполированы.
Утидаси-доПосле окончания междоусобных войн Сэнгоку, получила распространение разновидность, называющаяся утидаси-до и отличающаяся от обычных гладкиххотокэ-до обильными украшениями из чеканки и гравировки (во время войн Сэнгоку подобные украшения считались слишком опасными для владельца, так как за украшения могло зацепиться остриё оружия, которое в случае гладкого доспеха просто соскользнуло бы с него).
Нио-доБуквально «грудь Нио» — доспех с кирасой в виде обнажённого торса буддийских стражников — нио, в отличие от мускульных кирас Греции и Рима, мускулистость была необязательной: торс нередко изображался на грани истощения, а порой наоборот покрытым пластами жира.
Катахада-нуги-до
Буквально «кираса с обнажённым плечом» — разновидность нио-до с кирасой в виде обнажённого торса с накинутой через одно плечо рясой.
Юкиносита-до (Сэндай-до)
По имени создателя — Юкиносита Дэнситиро Хисаиэ (или сэндай-до — по месту производства), фактически японский вариант зерцального доспеха, состоящий из пяти частей: предней, задней и трёх боковых (на правом боку две пластины располагались с перехлёстом). Такая конструкция из пяти частей — гомай-до, не была уникальной, но именно вариант мастера Юкиносита (со внешними шарнирами и цельными пластинами) оказался наиболее удачным и прочным.
Яро-доОчень дорогой доспех, весь покрытый для устрашения медвежьей шкурой и иногда снабжаемый огромными буйволиными рогами.
Намбан-гусоку
Буквально «доспех южных варваров» — очень дорогой и престижный доспех на основе импортной испанской пуленепробиваемой кирасы и испанского шлема (дополненного японским назатыльником — сикоро), иногда в комплекте с европейскими наплечниками — намбан-содэ, носимый с японскими частями доспехов. При этом, во избежание ржавчины, импортные части доспехов покрывали лаком (нередко цветным). Что любопытно, шлем одевался задом наперёд (назатыльник крепился японскими мастерами так, что после этого шлем можно было носить только задом наперёд, но зато гребень шлема оказывался спереди), а латное ожерелье одевалось не под (как в обычно в Европе), а демонстративно на кирасу.
Кроме оригинальных импортных доспехов, существовали также и подражания. Что касается восприятия европейцев как варваров, то это связано с большими культурными различиями той поры. Для сравнения: китайцев и корейцев варварами не называли, более того, и в Японии и в Корее главным видом письменности были китайские иероглифы, а местная письменность использовалась для вспомогательных целей (например, в Японии для написания суффиксов и окончаний к словам, корни которых записаны китайскими иероглифами).
Хатомунэ-до (Омодака-до)Буквально «голубиная грудь» — доспех с выпуклым ребром жёсткости по середине груди, созданный под впечатлением испанских кирас, но на японский манер и в японском стиле. В отличие от испанских кирас, ребро жёсткости могло иметь дополнительное наклёпанное усиление, а сама кираса могла быть выполненной из полос — в стиле окэгава-до. Обычно такой доспех носился в комплекте с японскими остроконечными шлемами, созданными под впечатлением испанских, такими как шлем-персик — мономари-кабуто и шлем-жёлудь — сиинари-кабуто.
Тамэси-гусоку
Буквально «проверенный доспех» — очень дорогой доспех, проверенный на пуленепробиваемость (со следами пуль), обычно это был намбан-гусоку, но мог быть и другой доспех (например, сэндай-до).
Татами-до
Буквально «складной доспех» — дешёвый складной доспех (порой со складным же шлемом) из японской бригантины, наподобие ближневосточного калантаря, но для бедных. Наиболее дешёвые варианты татами-до были из японской кольчуги. Варианты из кольчуги зачастую выдаются туристам за доспехи ниндзя, хотя на самом деле ни один шпион, собираясь на задание, требующее тишины, не надел бы кольчугу из-за её звона, который было бы хорошо слышно ночью.
Буквально «одалживаемый доспех» — максимально дешёвый пехотный доспех из тонкой кирасы (порой только нагрудник) с ламинарной юбкой и шлема в виде шляпы (называемой дзингаса), выдававшийся из арсеналов для Асигару (владельцем доспеха считался даймё). Позднее при Тоётоми Хидеёси (который сам когда-то начинал службу как асигару) все асигару были повышены в самураи, а набор новых асигару был запрещён.
Круглые шляпы от этого доспеха (дзингаса) иногда являются источником комичных недоразумений — люди, незнакомые с японскими доспехами, из-за их круглой формы, порой по ошибке принимают их за «самурайский щит». На самом же деле при самураях использовались только большие стационарные щиты на несколько человек, применявшиеся при осаде и штурме крепостей. А ручные щиты исчезли задолго до появления самурайского сословия — при переходе к конному бою с использованием луков.
При этом, на Окинаве, являвшейся на протяжении веков независимым от Японии государством, был известен деревянный или плетённый из лозы кулачный щит именуемый тимбэй, обычно применявшийся либо с коротким копьём — рохин, либо с лопаткой для ворошения риса — хэра. То есть явно не сочетающийся с самурайским комплексом доспехов и вооружения, но при этом вполне подходящий для окинавского кобудо с его широким использованием разнообразного подручного оружия, включая и сельскохозяйственный инвентарь.
Конский доспех — Ума-ёрой
Был изобретён в эпоху эдо, когда войны уже закончились, в связи с чем применялся только как парадный.
Японская кольчуга (яп., кусари) — кольчуга с особым плетением, обычно покрытая чёрным лаком (для борьбы со ржавчиной) и нашитая на ткань. Основой плетения в основном был ромб, в отличие от европейских кольчуг. Стандартно использовалось плетение 8 в 1. Вопреки расхожим мнениям не носилась ниндзя (за исключением тех случаев, когда легендой был образ ронина), так как кольчуга издавала излишний шум.
Европейская кольчуга появившаяся в Японии, после приплытия испанцев, называлась намбан-гусари (яп. буквально: «кольчуга южных варваров»).
Части японского доспеха2. латная юбка — кусадзури (у ранних доспехов)/гэссан (у поздних доспехов)
3. набедренники — хайдатэ (старое название: хидза-ёрой)
фактически представляли собой латную юбку, секции которой могли быть обвязаны вокруг бёдер (то есть необязательно обвязывались) образуя подобия штанин
4. наколенники — татэ-огэ
5. поножи — сунэатэ
вместо поножей, асигару носили обмотки — кяхан, которые использовались самураями в качестве поддоспешника под поножи (то есть носились для амортизации ударов)
6. латная обувь/сабатоны с отдельным большим пальцем — когакэ
кокагэ из кожи усиленной пластинами и кольчугой надевавшиеся поверх сандалий, менее известны чем знаменитые башмаки из медвежьей шкуры — куцу
7. наплечники — содэ
8. наручи — котэ
перевод «наручи» является приблизительным, так как только некоторые варианты котэ являлись настоящими наручами, и чаще всего котэ представляли собой стёганый матерчатый рукав с нашитыми пластинками и кольчугой (в ранних вариантах нередко без кольчуги). Что любопытно к моменту появления самурайского доспеха, а именно о-ёрой, настоящие наручи (защита предплечья) имевшиеся у до-самурайских доспехов, успели полностью выйти из употребления. И почти весь поздний Хэйан защита рук ограничивалась лишь наплечниками и перчатками для стрельбы из лука. Но в конце Хэйан — началеКамакура, появился наруч в виде стёганного рукава с несколькими нашитыми пластинками (нередко из лакированной кожи, а не металла), предназначенный для защиты левой руки держащей лук от удара тетивой. Причём, в связи с особой японской техникой стрельбы из лука — юкаэри, когда лук после стрельбы свободно проворачивается в держащей его руке, удар тетивой мог прийтись не по внутренней предплечья, а по наружной. Что любопытно, техника юкаэри была предназначена для избежания удара тетивой по руке, и опытный лучник используя эту технику, действительно избегал такого удара. но в горячке боя неопытный воин всё же рисковал получить удар тетивой. Вновь появившиеся наручи оказались также полезны и при фехтовании, особенно с нагигатой и против неё, в связи с чем уже при первых регентах Ходзё, наручи стали носить на обеих руках.
9. рукавицы и перчатки — тэкко (полурукавицы) и югакэ (перчатки)
тэкко — как правило представлял собой пластину (нередко в виде стилизованной ладони), являющуюся частью котэ и прикрывающую тыльную сторону ладони, в поздних вариантах оснащённую дополнительной пластиной прикрывающей большой палец. Остальные пальцы обычно были либо не защищены, либо прикрыты только частично.
перчатки юкагэ были предназначены лишь для защиты пальцев при стрельбе из лука, и потому не давали достаточной защиты от холодного оружия.
10. вентиляционное отверстие на макушке шлема — тэхэн
11. шлем — кабуто
12. обвод — косимаки
широкая пластина идущая по нижнему краю шлема, помимо его усиления служащая также креплением для назатыльника. Импортные европейские шлемы, не имевшие этой пластиной, специальной до оснащались ею в целях крепления назатыльника
13. козырёк/налобник — мабидзаси
14. назатыльник/бармица — сикоро
15. рога — кувагата (стилизованные) или ваки-датэ (настоящие)
фигурная пластина кувагата изогнутая назад-вбок хоть и обычно имело форму стилизованных рогов, могла иметь также и другую форму
термином ваки-датэ (боковыми датэ), назывались не только настоящие рога, но и любые украшения прикреплённые с боков шлема
16. украшение — датэ
маэ-датэ — передние украшения; ваки-датэ — боковые украшения; касира-датэ — верхние украшения; усиро-датэ — задние украшения
17. маска — мэнгу
18. наподбородник (защита горла) — ёдарэ-какэ (для маски)/нодава (отдельное)
крепление ёдарэ-какэ было предназначено для ношения с маской, и потому ёдарэ-какэ могло носиться только с ней; нодава напротив не могло носится с маской
19. завязки шлема — кабуто-но-о
при ношении маски завязки шлема обвязывались вокруг специально вытянутого для этой цели подбородка маски.
Источники:
книга "Самураи",авторы Оскар Ратти и Адель Уэстбрук.