Rayman — одна из лучших и заметных игровых серий, первая часть которой стала успешным дебютом Ubisoft на мировом рынке. Теперь любая выходящая в наши дни игра с Рэйманом не нуждается в масштабной рекламной кампании — игровые профильные сайты и журналы сами всё расскажут, и с удовольствием. В чём же причина такого успеха? Кролеги! Ужасные создания, сместившие на задний план спасителя Перекрёстка Грёз! Из-за них более юная аудитория (с точки зрения игрового опыта) не знакома с прародителями серии — тремя играми с порядковыми номерами 1, 2 и 3, представителями последних классических аркад на компьютере. С уверенностью могу сказать, что геймер не может считаться геймером, если не играл хотя бы в первые две части Rayman'а. А пока есть возможность — спешите познакомиться с одними из лучших игр на свете!
Чёрный ловелас Мистер Дарк — элегантный антагонист первой части трилогии
Немного драматизма
Перед началом описания игр серии немного о грустном. Дело в том, что игра Rayman Raving Rabbids должна была называться Rayman 4: Raving Rabbids! Некоторое время над ним работал сам Мишель Ансель, отец Рэймана. По его первоначальной идее геймплей четвёртой (в основной серии) игры базировался на мире и, следовательно, дизайне самой первой Rayman: тут предполагались и знакомые локации, и седлания животных, и яркий признак платформера. Замечу, кролики и тут были, но в роли избиваемых врагов (!), поверьте: ИЗБИВАЕМЫХ кулаками Рэймана! Эх, а вышло как всегда... Сразу после анонса игры на платформе Wii игра переменила жанр, и теперь она никчёмная свалка мини-игр (с точки зрения фаната). Ансель, как он говорил в многочисленных интервью, не любил зацикливаться на одном, поэтому решил разбавить стареющую серию кроликами и нарядными костюмами. К сожалению, сверху, углядев другой потенциал ушастых монстров, решили идти модным (читай: «попсовым») путём.
«И был воин беспощаден, и слепли враги от сверхдозы его запредельной улётности...»
Скриншоты… а скриншоты великолепны. Посмотрите на огромные просторы и эпичных роботов, синематик-ракурсы, тысячу кролегов, орлов, летающих у самого солнца, в конце концов. Новая игра, возможно, вернула бы тот масштаб серии, которую она утратила в третьей части.
Найдите Светлакова
Сегодня же нам остаётся только любоваться скринами и временами ронять скупые слёзы. А на душе: Рэйман — жил, Рэйман — жив, Рэйман — будет жить!
Всяк, кто играл в обе эти игры, предпочтёт вторую часть. Почему? Может, графика там получше? Естественно, после пяти лет ее не сравнить с графикой третьей части. Хотя в своё время она установила планку качества графики и анимации на заоблачную вершину. R3 тоже была хороша, её качество графики и анимации тоже высоко оценили, но она подчистую проигрывала своим современникам, на полную катушку осваивавшим шейдеры (см. Beyond Good & Evil, Far Cry и т. д.). Может, дело в дизайне окружения? Может быть, но я считаю, что именно с третьей части серия Rayman, наконец, получила законченную и полностью сформулированную мифологию. Опять-таки, почему? Дело не в детализации уровней, а в том, что каждое показанное событие должно иметь логичное обоснование. У второй части с этим есть проблемы: на малозначительные детали игра почти никогда не обращает должного внимания, вследствие чего мелькают мысли: зачем ракеты устают при преследовании, в то время как верхом на них можно кататься до посинения? Что делают призраки куриц на болоте? Почему пираты, зная силу сопротивления Рэймана, посылают ему лишь трёх-четырёх солдат? Почему Полокус, бог Перекрёстка Грёз, просит его пробудить, когда он и так находится в реальном плане, вот, перед самим носом? Нет, прямо мешать в увлекательном процессе эти соринки не будут, навязчивые вопросы постепенно возникнут сами по себе из свежих воспоминаний. Тем более есть разумное оправдание — тотальная переделка игровой вселенной при переходе из R1 в R2. Из самых заметных: Сердце Мира сменило Великий Протун, электуны превратились в лумов, фея Ли выгнала Бетиллу (быть может, Рэйман — завидный плейбой?), откуда-то появились Тинси, а у Рэймана исчез третий локон волос, из-за чего многие «новые фанаты» решили, будто бы он с помощью ушей летит. Разве что пираньи остались, да и те разучились летать. Но слава богу, что неравномерный, но всё же красивый дизайн сглаживает прекрасная музыка. В отличие от первой части, саундтрек обрёл единый стиль. Будь то герой, летящий на бочке или сражающийся с пиратами, в музыке всегда угадывается та самая загадочная тревожная струнная мелодия. А музыка, что звучит при сражении с финальным боссом, основательно впитывается запухшим мозгом. Забавно, но если авторы Rayman 3 проделали с дизайном великолепную работу, то с музыкальным рядом, от которого с полной уверенностью можно было ожидать ещё одного прорыва, откровенно подвели. Великолепные звуки струнных и ксилофонических инструментов уступили место дискотечным ремиксам и эмбиенту уровня, как говорится, «только ради поддержания необходимой атмосферы». Из них несколько треков всё же запоминаются: главная тема и сказочный трек Совета фей. Всё, больше никакая музыка в голову не приходит — и это, однозначно, минус.
«Ты думал, что сможешь обмануть самого Дона и при этом уйти безнаказанным, слизняк?»
Если наблюдать процесс игры со стороны, то особой разницы между R2 и R3 видно не будет: камера за спиной, прыжки по платформам, бонусы по сторонам и т. п. Но, раскрыв пошире глаза, увидите, что в R2 врагов поменьше, нет счётчика очков (вместо этого - число собранных лумов), вместо драгоценностей надо собирать лумы (мне одному кажется странным то, что теперь жадность надо унимать, собирая камушки?). И таких отличий достаточно много. Вот примеры относительно R3:
• Интересно... почему сливы начали тонуть в воде? Они ведь были, вроде, даже и огнестойкими (предполагаю, из-за порчи экологии).
• Почему Рэйман теперь снова атакует кулаком? С уходом Ли он опять утратил возможность швыряться шарами?
• Уменьшилась масштабность (мало исследуемых миров). Увеличилось количество боевых стычек.
• Исчезли пурпурные лумы-кольца. Их теперь заменили вертолётики-щипцы.
• Следовательно, Рэйман теперь не может за них ухватиться, надо надеть суперкостюм.
• Где Аглетта?
Ээ, ожидали ли вы вот такого перевоплощения? Рэйман тоже...
Вообще, введение чудо-костюмов является главной геймплейной фичой R3. В «сжатом» виде они выглядят как консервные баночки (честно, не понимаю символизм авторов). Впервые подобрали костюм другого цвета — готовьтесь увидеть красочный ролик с фанфарами, в котором Рэйман переживет трансформацию и примет героическую позу. Итак, надо попасть в высоко расположенную кнопку? Поблизости есть костюм с ракетой. Надо разбить дверь? Ищи красную банку. Может, грибы вкрутить в землю? Зелёный костюм сделает это за вас. Действительно, все эти действия с консервами до половины игры интересны, пока есть возможность нас удивлять новыми возможностями, но постоянное мельтешение туда-сюда из-за их временной зависимости немного утомляет; лучше бы всё осталось по-прежнему, или добавили возможность сменять костюмы в любое время, а не в отведённых местах.
Не хватает в R3 также активного действия. Чур, многочисленные схватки с врагами и бонусные мини-игры этим не считать! Катастрофически не хватает разнообразности, абсолютно уверен в том, что вы не пройдёте всю игру на одном дыхании (третья часть намного длиннее второй). Другой геймплей авторы предлагают лишь в единичных случаях: когда мы ездим на тапке кроссовке, давим огромными ногами врагов, перемещаемся через пространственный портал со свистелками и перделками, скользим на сноуборде по склону и убегаем из рушащегося помещения. Не больше десяти раз за всю игру. Вспомните R2, там авторы чуть ли не с силой пичкали нас активным действием и никогда не давали передышек.
За что надо играть Rayman 3?
Тогда за что надо играть R3? Как я говорил, за отличный дизайн (вспомните изумительные виды на Совет фей, призрачную башню, огромный череп и каменного орла, разинувшего крылья…), за всё же увлекательный игровой процесс и за юмор. Впервые в серии в R3 юмор стал гораздо более вменяемым (не просто визуальным) благодаря введению членораздельной речи. Репликами Глобокса теперь можно только умиляться — «Чик-чирик, чик-чирик! Я умею лета-а-а-ать!», «У меня больше костей анимации!», — а комментарии Мёрфи про наши действия не могут не вызвать улыбку — «Скорее, Рэйман! Если ты не остановишь Андрэ, то он признается, что он твой отец!», «...Подожди, кто-то шепчет мне в наушник... Это менеджер проекта», «…а я тут играю роль в дешёвом кино!». Боссы, слава богу, тут остались, не потерявшие обаятельности. Чтобы победить их, надо применять нестандартные приёмы, а не упорно лупить по башке. А финальная схватка получилась просто великолепной: столько действий надо сделать...
Как оказалось, диалоги привнесли в мир Рэймана заметную новизну. Rayman 3 можно всю пройти, и именно ради реплик, качественного геймплея, красивых видеороликов и мизансцен. По мне так эти две игры равноценны: в сравнении вторая часть обладает более многогранным геймплеем, а третья часть имеет очень динамичный сюжет и отличные диалоги.
А как вы считаете?